"Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь"
( Марк Фабий Квинтилиан)
В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Основные понятия:
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе.
Нормативная база:
Федеральный уровень
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (разработаны ведомственным проектным офисом национального проекта «Образование»)
Региональный уровень
- Распоряжение Министерства образования и науки АО № 2321 от 17.12.2019 "Об утверждении типового положения о наставничестве в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам на территории Архангельской области, в рамках федеральных проектов "Успех каждого ребёнка" и "Современная школа" национального проекта "Образование"
Школьный уровень
- Приказ о внедрении целевой модели наставничества в МОУ "Песчанская СОШ"
- Положение о наставничестве в МОУ "Песчанская СОШ"
- Протокол заседания педагогического совета о наставничестве
- План мероприятий (дорожная карта) реализации целевой модели наставничества в МОУ "Песчанская СОШ" на 2020-2021 учебный год (утверждена приказом № 69/1 от 24.08.2020)
- План мероприятий (дорожная карта) реализации целевой модели наставничества в МОУ "Песчанская СОШ" на 2021-2022 учебный год
- План мероприятий (дорожная карта) реализации целевой модели наставничества в МОУ "Песчанская СОШ" на 2022-2023 учебный год
- План мероприятий (дорожная карта) реализации целевой модели наставничества в МОУ "Песчанская СОШ" на 2023-2024 учебный год
- Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества на 2023-2024 учебный год
- Приказ о формировании наставнических пар на 2023-2024 учебный год
АНКЕТЫ
Если Вы хотите стать частью этого проекта в качестве наставника и (или) наставляемого, просим Вас заполнить соответствующие анкеты
ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
- http://www.irort.ru/node/1915 http://www.irort.ru/node/1915 - Инновационная площадка Российской академии образования. Школа наставничества
- https://nastavnik.apkpro.ru/ - Наставничество педагогических работников